Как составить красивую композицию из хвойных: 9 оригинальных идей с фото

Хвойные композиции в ландшафтном дизайне — фото грамотного обустройства вечнозеленых растений

Практически все владельцы приусадебных участков увлекаются созданием ландшафтного дизайна. Прилагая немного усилий, они преображают свои дома, облагораживают их и создают почти сказочную атмосферу.

При этом не столь важно являетесь ли вы обладателем шикарного особняка или скромного загородного домика. Ведь создать шедевр можно создать на любом участке, даже если он не отличается большой площадью.

К тому не стоит забывать о том, что в настоящее время чаще встречаются газоны, цветники и различные цветовые композиции, а не стандартные сады и огороды. Постепенно они отходят на второй план, и увидеть их можно не так уж часто.

Всего несколько лет назад ландшафтные дизайнеры использовали цветочные клумбы и декоративные кустарники в качестве украшения для садовой территории. При этом хвойные композиции практически не использовались.

Однако, с каждым годом их популярность все больше возрастает, поэтому ландшафтный дизайн с хвойными композициями можно лицезреть практически на каждом участке.

Правила высадки хвойных деревьев

Из-за высокой стоимости услуг профессиональных дизайнеров ландшафта многим владельцам домов приходится самостоятельно заниматься обустройством приусадебной территории. Изучив достаточно материала по правильному оформлению дизайна участка, можно быть уверенным в успехе.

Но при этом стоит учитывать и тот нюанс, что вам предстоит работа с хвойными породами.

Существуют некоторые правила посадки растений, относящихся к хвойной породе, которые нарушать не рекомендуется, если вы хотите в результате получить действительно красиво обустроенный сад. Рассмотрим эти правила более подробно.

Расстояние от точки, с которой будет вестись обзор древесно-кустарниковой породы, до композиции должно составлять 2 ее высоты. Таким образом, ваша композиция будет смотреться более целостно.

Если вы собираетесь использовать для дизайна хвойные растения, то разумнее будет отдать предпочтение газону. Он станет прекрасным фоном, дополняющим композицию.

В том случае, если на вашем участке имеется водоем, вам следует высаживать хвойные кустарники неподалеку. В сочетании с плакучими лиственными растениями они будут смотреться довольно оригинально, красиво и изящно.

По мнению специалистов, композиции из хвойных растений следует располагать с ориентировкой на восток, запад. Такая композиция будет смотреться более естественно и гармонично.

Не стоит высаживать такие цветы как розы в непосредственной близости к хвойным растениям. И хотя дизайнеры подтверждают, что подобная комбинация выглядит весьма впечатляющее, стоит помнить о том, что любые хвойные породы окисляют почву. А розы, как известно, плохо приживаются на окисленных почвах.

Как видите, эти простые правила соблюсти довольно просто. Поэтому не стоит пренебрегать ими.

Не забывайте, что только высаженные по всем правилам растения и деревья смогут радовать вас на протяжении многих лет и украшать собой ваш сад.

Цветовые комбинации из хвойных растений

Вы наивно полагали, что все растения и деревья, которые относятся к хвойной породе, выглядят одинаково? Вы ошибались. На самом деле существует множество растений, которые относятся к данной породе, и отличаются по цвету.

Именно поэтому зачастую используются различные композиции, в которых присутствуют более двух экземпляров растений, отличающихся цветом.

Комбинирование различных цветов дает потрясающий эффект, который не может оставить никого равнодушным.

Однако, не спешите использовать первые попавшиеся разноцветные растения. Ведь вам необходимо добиться создания своеобразной гаммы, а сделать это можно только в том случае, если вы будете придерживаться нескольких советов дизайнеров:

  • в том случае, если вы собираетесь включить в композицию 3 компонента, не следует использовать более двух цветов;
  • если в состав композиции входят 5 элементов, необходимо увеличить количество цветов до трех;
  • более громоздкие композиции, которые состоят из 25 и более компонентов, следует разбивать на небольшие группы (примерно, по 3 экземпляра). Каждая группа должна соответствовать единому цветовому признаку.

Собранная таким образом композиция будет смотреться как единый ансамбль. Каждый из выбранных цветов будет способствовать созданию целостной и гармоничной картины.

Принцип построения композиции из хвойных растений

Принцип построения композиции из хвойных растений : Принцип построения композиции из хвойных растений»>Отправить по почте

Для целостного восприятия декоративного эффекта древесно-кустарниковой композиции необходимо, чтобы расстояние от точки обзора до самой композиции составляло не менее двух ее высот. Соблюдать зрительную дистанцию поможет газон, на фоне которого хвойные растения смотрятся наиболее выгодно. Многие дизайнеры рекомендуют создавать хвойные композиции на берегу водоемов, но в таком случае в группу необходимо вводить декоративно лиственные растения, желательно с плакучей формой кроны.

Для визуализации задуманного проекта можно сделать фотографии участка с тех точек, откуда вы наиболее часто любуетесь садом. Разглядывая готовую картинку, ограниченную пространством, сразу видно, чего не хватает пейзажу.

Высота хвойных растений в декоративной группе должна уменьшаться по мере приближения к наблюдателю. Эффектнее всего смотрятся хвойные композиции ориентированные на восток или на запад.

Существует довольно большой выбор хвойных растений по цветовой гамме. Любителям экспериментировать с цветом следует помнить, что различная цветовая гамма участников небольшой хвойной группы разваливает композицию.

Поэтому в группе хвойных из трех растений рекомендуется использовать только два цвета, в группе из пяти растений можно использовать не более трех расцветок.

А вот в крупные хвойные группы (более 30 растений) можно сочетать растения с различной цветовой гаммой, но при этом, комбинируя их в мини-группы по три штуки одного колера.

Миксбордер из хвойных растений

Всегда создается на фоне стены дома, забора, живой изгороди или вдоль дорожки. Для создания хвойного миксбордера растения подбирают таким образом, чтобы максимально показать разнообразие высот, форм кроны, и окрасок.

Читать еще:  Дом-огород – жизнь под одной крышей с растениями

На дальнем плане высаживаются самые высокие растения, ближе к центру растения средней высоты, а у подножья миксбордера самые низкие экземпляры. Но это, ни в коем случае, не значит, что растения нужно высаживать строго в ряд. Условные ряды в сложном бордюре петляют, словно змейки, а растения немного перемещаются в сторону более высокой или более низкой позиции.

Формируя миксбордер из хвойных нужно внимательно следить, чтобы вершинки того или иного ряда не создавали прямую линию.

Ширина и высота миксбордера должны находиться в природной гармонии. Это значит, что тот участок миксбордера, где растут более высокие растения, должен быть шире того, на котором растут более низкие. Чем меньше глубина миксбордера, тем больше должны быть колебания растений по высоте.

Повторение в больших композициях трех-пяти элементов делают композиции ритмичными, а значит более интересными. Но ритм задается не монотонным повторением, а с помощью различных форм и включений.

Миксбордер – это один из немногих видов растительных композиций, которые позволяют собрать прекрасную коллекцию хвойных растений различных по росту, форме кроны и окраске хвои.

Живая изгородь из хвойных

Живая изгородь из хвойных растений явление довольно распространенное. В садах регулярного стиля, что довольно редко встречается в русском пейзаже, хвойная изгородь остается всего лишь живой изгородью, а вот пейзажный стиль и модерн позволяет использовать вечнозеленые изгороди в качестве фона для красочных многолетников.

Из хвойных растений можно формировать плотные формированные и неформированные живые изгороди. Для создания плотной функциональной изгороди растения высаживают в 2–3 ряда в шахматном порядке. Самой непроходимой вечнозеленой изгородью считается формированная шахматная посадка ели обыкновенной.

Композиции из хвойных кругового обзора

Группа растений, декоративный эффект которой должен быть виден со всех сторон обзора. Такие композиции размещают в проемах мощения, на газоне или круглых клумбах. Группа может быть неправильной формы или симметричной.

В центр симметричной хвойной композиции высаживают самое крупное растение, вокруг него на одинаковом расстоянии – растения поменьше, при этом высота второго ряда должна составлять не менее 1/3 и не более ½ высоты центрального растения. Акценты должны быть строго соблюдены. Это правило работает и для несимметричных групп. Высота последующих рядов должна пропорционально уменьшаться, подчеркивая красоту предыдущего ряда, не закрывая его.

Создание несимметричной композиции кругового обзора – наиболее тонкая работа дизайнера. Здесь нужно предусмотреть обзор группы со всех ракурсов, чтобы при новом повороте вырисовывалась новая композиция. Наиболее простой вариант – группа из 3 – 5 растений. Растения нужно размещать таким образом, чтобы визуально невозможно было провести через три точки прямую линию. В несимметричную хвойную группу из трех элементов включают три различных по высоте и форме кроны растений. При этом одно из них должно иметь стелющуюся форму, которая наиболее подчеркивает несимметричность. В группу из пяти растений можно включить два одинаковых, он разместить их нужно немного обособлено.

Ландшафтные композиции из хвойных растений

Приведу несколько примеров мини-групп для эффектного миксбордера или рокария:

1) в центре группы высаживаем тую западную «Smaragd»; справа, на расстоянии от туи 0,8 м, чуть ближе к точке обзора, – можжевельник китайский «Plumosa Aurea»; на переднем плане – можжевельник китайский «Gold Coast», 3 экземпляра сосны горной «Mops» и можжевельник чешуйчатый «Blue Carpet».

2) в центре группы высаживаем сосну горную «Pumilio», на переднем плане – можжевельник казацкий «Hornibrookii» и три сизых ели «Echiniformis»

3) в центре группы высаживаем можжевельник обыкновенный, слева – ель «Conica», справа – ель обыкновенная «Procumbens», на переднем плане – три сосны горных «Hampy».

Напоследок хотелось сказать, что создание чисто хвойных композиций, которые зимой и летом одним цветом, не приносит в сад ожидаемого наряда. В большинстве случаев придется дополнять хвойные композиции листопадными растениями, многолетниками или однолетниками. Хвойный моносад не вызывает никаких эмоций, кроме монументального спокойствия.

Наталья Высоцкая. дендролог, ландшафтный дизайнер, кандидат с. -х. наук.

Хвойные в ландшафтном дизайне дачного участка

Цветочные клумбы, зеленые лужайки, живые изгороди и крупные одиночные кустарники – основа ландшафтного дизайна. Но каждому хочется, чтобы и в зимний период, когда отцветут и утратят листву большинство растений, важно, чтобы озелененный участок оставался живым и привлекательным. Эту функцию выполняют хвойные композиции в ландшафтном дизайне и одиночные вечнозеленые растения. Но некоторые хвойники не уживаются по соседству друг с другом и лиственными деревьями. Чтобы не было досадных ошибок, своими секретами с любителями озеленения приусадебных участков делятся профессионалы.

Хвойная композиция на дачном участке

Оформление дачи хвойными растениями

Что важно знать о хвойных композициях в ландшафтном дизайне

Цветочные клумбы и декоративные многолетники издавна использовались садоводами в озеленении городских дворов и загородных участков. За рубежом давно отказались от садов и огородов в пользу аккуратных грядок декоративной пряной зелени и компактных овощных культур. На Востоке много веков японцы практикуют «сад камней» с сакурой, красным кленом, диким виноградом и низкорослыми хвойниками. Культура озеленения двориков и продуманного ландшафтного дизайна активно приживается и нашей стране.

Средняя полоса России – природная среда многих видов сосен, лиственницы, кедров и можжевельника. Чуть южнее прекрасно культивируются средиземноморские кипарисы, туя и другие теплолюбивые вечнозеленые древовидные хвойники. Удивительно, но кроме голубых елей и некоторых других пирамидальных форм этого хвойного дерева не использовались другие родственные растения. Исключение составляли курорты Крыма и Северного Кавказа, где еще в советские времена парки и аллеи украшали редкие виды вечнозеленых форм.

Ландшафтный дизайн с хвойными растениями

Ландшафтный дизайн в хвойной композиции

Сегодня декоративные формы хвойных растений все активнее используются в ландшафтном дизайне и озеленении приусадебных участков. Азиатские и средиземноморские формы, стараниями отечественных и голландских селекционеров, адаптируют к нашим климатическим условиям. Хотя вечнозеленые теплолюбивые растения все чаще украшают наши участки, многие хвойные родом из Италии, Кореи и Японии нуждаются в присыпке корней опилками и укутывании кроны на зиму, как на фото.

Очень удобно приобретать окультуренные компактные формы для ландшафтного дизайна с композициями хвойных через каталоги и специализированную торговую сеть. Хотя в комплексном озеленении это выходит дорого, зато есть свои преимущества:

  • у саженца в горшке или кадке защищена корневая система;
  • каждое растение имеет «паспорт» или краткую инструкцию по уходу;
  • при соблюдении рекомендаций по поливу и культивированию гарантируется 100% укоренение молодого хвойника.
Читать еще:  Кот на даче: как подготовить участок к приезду питомца

Внимание! Если в торговой точке из ряда одинаковых растений предлагают слегка пожелтевшие, не покупайте – это первый признак отмирания саженца! Даже при высадке в плодородную почву и интенсивном поливе реанимировать его не удастся, за редким исключением. Такой материал можно взять только бесплатно – в придачу к партии других растений, чтобы посадить где-то у края.

Дизайн дачи с хвойными растениями

Хвойная композиция на дачном участке

Если нет уверенности, что приобретенные садовые формы приживутся, в первый год можно нанять профессионального садовника, который будет ухаживать за «молодняком». Когда укоренившиеся туи, можжевеловые и декоративные ели перезимуют и весной выпустят молодые, слабо окрашенные веточки – сигнал к тому, что хвойники прекрасно себя чувствуют на новом месте и в тщательном уходе не нуждаются.

Совет. Не стоит забывать, что любое древовидное растение в период активного роста нуждается в дополнительном поливе (особенно в засушливое лето), подкормке и укутывании кроны на время заморозков.

Грамотный уход и продуманная посадка молодых вечнозеленых саженцев в ландшафтном дизайне с использованием хвойных – гарантия, что участок будет прекрасен в любое время года. Главное, чтобы они не притеняли друг друга и не угнетали своими фитонцидами менее жизнеспособные формы. Например, возле одиночной лиственницы не уживаются другие хвойные или постепенно деградируют.

Оформление дачи хвойными растениями

Ландшафтный дизайн с хвойными растениями

Желательно, чтобы основу композиции составляло одиночное высокорослое или среднерослое растение в окружении 2-3 хвойных форм контрастных форм. Зеленая лужайка или мелкая щебенка – отличный фон для подобной посадки. Ее можно дополнить компактными цветущими многолетниками или декоративными плодоносящими кустарниками, которым можно ежегодно корректировать форму с помощью обрезки.

Внимание! Не стоит высаживать крупные хвойники, быстрорастущие и раскидистые формы в центре участка и под окнами постройки. Иначе через 5-6 лет они превратятся в лесные дебри, создающие избыточную тень возле клумбы или палисадника.

Несколько одинаковых хвойников не стоит высаживать хаотично, лучше расположить их вдоль аллеи или в качестве живой изгороди. Прекрасно сочетаются компактные ели или подобные им растения с плакучими лиственными породами у искусственного водоема на краю сада, как на фото.

Ландшафтный дизайн в хвойной композиции

Дизайн дачи с хвойными растениями

Дизайн дачи с хвойными растениями

Вариации хвойных форм

Для большинства людей хвойные растения – это елки и сосны, которые принято наряжать в новогодние праздники. К ним еще причисляют сибирские и ливанские кедры, а чем отличаются – обывателям не известно. Как выглядят ветки лиственницы, туи, кипариса или можжевельника – теряются в догадках.

Это интересно. У каждой разновидности хвойных есть свои подвиды, с большими вариациями по цвету шишек или ягод, форме кроны и длине хвои. Итальянские плакучие пинии – те же сосны, но хвоя может достигать 20-30 см в длину. И есть хвойные формы с большими фиолетовыми шишками и маленькими красными, напоминающими розы, шишечками. Для озеленения дендропарков используют можжевельник с синими съедобными ягодами, а разновидность с ярко-красными плодами ядовита. Молодые веточки декоративных елей могут иметь салатовый, золотистый и голубой оттенок, примеры – на фото.

Хвойная композиция на дачном участке

Оформление дачи хвойными растениями

Подбирая хвойные композиции в ландшафтном дизайне, желательно подробнее познакомиться с видовым разнообразием этих реликтовых растений. Ботаники утверждают, что хвойные или голосемянные растения царили еще в пору динозавров, сменив эру древовидных хвощей и папоротников. Но и они затрудняются ответить, сколько природных разновидностей и подвидов есть у этих представителей царства флоры и фауны.

Ученые ежегодно открывают в непроходимых девственных лесах новые эндемики, которые используют селекционеры для выведения декоративных подвидов.

Ландшафтный дизайн с хвойными растениями

Ландшафтный дизайн в хвойной композиции

Основная классификация хвойников в питомниках – по форме кроны:

  • шаровидная;
  • яйцевидная,
  • спиральная;
  • раскидистая плосковерхая;
  • плакучая;
  • пирамидальная;
  • колоннообразная;
  • овальная;
  • стелющаяся (плоская);
  • приземистая;
  • редкая крона.

Различают также следующие формы:

Про дачу. Ускользающая красота, или Как не надо создавать композиции из хвойников

( новым френдам-дачникам: посты про дачу в хронологическом порядке лежат здесь )

В этом посте я хотела написать несколько слов о создании небольших композиций из хвойных растений, причем сделать акцент не на подборе видов или сортов, не на подборе цвета хвои или листьев дополняющих кустарников, а на объемах, на заполнении пространства. Это то, на что мы обращаем внимание издалека, и только потом, подойдя ближе, начинаем различать детали. Если пространство заполнено негармонично, никакие сорта и краски положение не спасут.

Хочется подчеркнуть в предыдущем абзаце слово «небольших». Во-первых, большие композиции создаются по другим правилам, а во-вторых, подавляющее большинство наших участков сами по себе невелики, и большие по площади посадки разместить просто негде. Поэтому будем говорить о композициях площадью 3-7, максимум 10 квадратных метров. Хотите посадить больше? Сделайте несколько горок в разных местах.

Ну так вот. Прежде чем начать писать пост, решила я посмотреть, что пишут профессионалы, какими правилами они руководствуются в своей работе. Долго ходила по всяким ландшафтным сайтам и. ничего не нашла. То есть пишут много и даже во множестве выкладывают схемы вроде таких:


Или таких:

Но я-то искала не схемы, а правила создания. Ну не может же такого быть, чтобы никаких правил не было. Наконец, нашла одно (!) правило на сайте, посвященному вовсе не ландшафту, а ремонту и строительству. Статья назвалась: «Основы ландшафтного дизайна: 3 главных правила». Объемов касалось только одно из них. И заключалось это правило в. соблюдении пропорций золотого сечения.

Пропорции должны выдерживаться по горизонтали:

Над последней картинкой я несколько зависла. С одной стороны, треугольник тут явно есть, но он настолько забит другими растениями, что с первого взгляда его и не различишь. Отчасти потому, что самый низкий его угол равновысок с десятком других кустов. И вся эта композиция вовсе не кажется мне гармоничной. Свалка в миниатюре, не более того.

Читать еще:  Как выращивать кампсис в средней полосе – все о посадке и уходе

Что же делать? Как поверить алгеброй гармонию? И тут я вспомнила историю из одной книги. Что за книга, не помню, читала я ее лет двадцать тому назад, а история касалась работы специалиста по решению проблем. Да-да, есть такая профессия, у нас она появилась недавно, а на западе фирмы, выполняющие заказы по решению проблем, существуют давно. Каких проблем? Любых, касающихся бизнеса. Профессия называется траблшутер, таких людей очень мало, и оплачивается их работа весьма высоко.

История заключалась в следующем. Некая фирма, выпускающая бытовые холодильники в большом ассортименте, столкнулась с проблемой. Некоторые модели, весьма привлекательные по цене и функциональным возможностям, с хорошим дизайном и с широкой линейкой размеров, категорически не пользовались спросом. А другие, даже менее удачные, пользовались. Почему, было непонятно. Пригласили траблшутера.

Он пришел в шоу-рум, осмотрелся и попросил поставить все пользующиеся спросом холодильники справа, а не пользующиеся — слева. Холодильники переставили и стало очевидно, что не пользуются спросом модели, у которых морозильная камера сверху! Не так часто мы туда заглядываем, а каждый раз наклоняться, чтобы взять что-то с нижней полки общей камеры, неудобно. Вот и вся причина.

Какое отношение холодильники имеют к садовому дизайну? Сами по себе — никакого, а вот способ решения проблемы можно использовать на любом материале. Я решила посмотреть фотографии композиций и те, что мне понравятся, поставить, условно говоря, справа, а те, что не понравятся — слева. А потом определить, что их объединяет.

И стала смотреть. Долго мучила Яндекс и Пинтерест, отбирала и сохраняла. А потом пришла к выводу, что бескомпромиссно гармоничными подавляющее большинство композиций мне вовсе не кажутся. Давайте посмотрим вместе. Правда, смотреть нужно определенным образом. Молодые здоровые растения всегда красивы, но пусть их привлекательность не влияет на ваше восприятие. Мы должны оценить гармоничность композиции. Поэтому представьте, что вместо живых туй и можжевельников на фото стоят пластиковые конусы и шары.

1.

Нравится? Мне — нет. Здесь нет единой композиции, елки — сами по себе, а маленькие круглые то ли можжевельники, то ли японские спиреи — сами по себе.

2.

Вот еще «шедевр». Стриженая по-японски сосна в центре хороша, но по стилистике вываливается из регулярного бордюра слева и гигантской хосты справа. Горные сосны и голубые карликовые елки в куче, а вдаль лучше вообще не смотреть.

3.

Правый край композиции откровенно не удался. Две свечки скальных можжевельников (под цифрой «2» и справа такой же) скомпонованы в треугольник с можжевельником обыкновенным (цифра «3»), посередине прячется желтолистная форма дерена белого, подбитая понизу виолой (анютиными глазками).

В общем, примеры неудачных дизайнерских находок можно приводить сотнями. Давайте посмотрим на удачные. Или хотя бы относительно привлекательные.

4.

5.

6.

6.

7.

Что общего в этих фотографиях? Конечно, число растений на них гораздо больше трех, но во всех сложная композиция пр попытке ее рассмотреть удивительным образом разбивается на эти самые разновысокие треугольники. Ну не может наш глаз анализировать сразу 10 объектов, картинка начинает распадаться.

Конечно, пропорции золотого треугольника выдержать в живой природе невозможно, но даже приближение к ней уже создает ощущение гармонии. Треугольники накладываются друг на друга, пересекаются, однако понижение уроня всегда идет по отношению к точке обзора.

И вторая общая деталь — везде хвойные растения комбинируются с лиственными. Чисто хвойная композиция, даже составленная из пород с разным цветом хвои, кажется скучной. Вот, например:

8.

И третья общая деталь: каждому растению оставлено достаточно места. Я уже писала и готова повторять в каждом новом посте: создавая композицию, исходите из размеров взрослого, взрослого, ВЗРОСЛОГО растения! Сколько раз мне приходилось видеть на соседских участках композиции из маленьких туй и можжевельников, говорящие о прекрасном вкусе их создателей и. о полном отсутствии способности к элементарному прогнозированию.

А когда я осторожно намекала, что крона вот этой туи во взрослом состоянии в диаметре будет превышать метр, а крохотный сегодня можжевельник, посаженный впритык к ней, достигнет дорастет до трех метров в ширину, все отвечали совершенно одинаково: «Да когда еще это будет!»

Это будет гораздо быстрее, чем вы думаете. Первые два-три года хвойные породы растут медленно, развивая в основном корневую систему, а потом крона начинает расти, причем зачастую быстрее, чем указано во многих справочниках. И на многих фотографиях, выложенных в интернете гордыми хозяевами, это прекрасно видно.

9.

Здесь я насчитала аж три голубых можжевельника, один из которых горизонтальный вроде бы сорта «Bluе carpet», два других вырастут повыше. Справа еще один с зеленой хвоей. Все пока маленькие, но уже мешают друг другу: кроны перекрываются и наползают друг на друга и на спиреи.

А теперь посмотрите на взрослый голубой коврик:
10.

Это крона одного куста! Найдется ему место в этом маленьком углу, на котором растет еще с десяток растений? Какого сорта елка растет рядом с ним, я не знаю, но если это ель обыкновенная, то ее крона в нижней части достигнет примерно пяти метров диаметре.

Создавая композицию, нужно учитывать не только рост в ширину, но и будущую высоту кроны. Метровая елочка через считаные годы вытянется на 7-10 метров, и вся ваша композиция пойдет прахом, когда посаженые рядом можжевельники отстанут в росте.

Ну а теперь сведем все правила вместе: создавая композицию, нужно

— учитывать и в горизонтальном, и в вертикальном расположении растений пропорции золотого сечения. Понижение уровня крон должно идти в направлении точки обзора;

— исходить из размеров, которые будут иметь взрослые растения;

— для оживления ландшафта использовать вместе с хвойными породами лиственные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector